Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 17.05.2024, 01:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методические разработки [10]
Методические рекомендации [4]
Сажина Анастасия Ивановна [10]
Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • СОИРО
  • Администрация Советского района Саратовской области
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА» С.РОЗОВОЕ

    СОВЕТСКОГО РАЙОНА
    САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    Главная » Статьи » Методические разработки

    Использование компетенственно - ориентированных инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

    Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.

    Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

    Большую помощь в реализации задач по патриотическому воспитанию оказывают инновационные проектные технологии.

    Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями. Поэтому и нужен наш проект, главная аудитория которого, конечно же воспитатели, которым доверено воспитание детей разных слоев нашего общества и сами дети.

    Основными целями этого проекта является воспитание патриотических чувств к родному селу, чувства гордости за его жителей и уважения к землякам-ветеранам, желания сделать для них добрые дела. В результате реализации проекта дети получат знания об истории Великой Отечественной войны, познакомятся с ветеранами - нашими земляками, узнают об их жизни и услышат интересные истории военных лет. Подготовим для ветеранов открытки и пригласим в детский сад на праздник День Победы.

    Побываем в краеведческом музее нашей школы, где дети узнают об истории нашего села, а также о том, как создаются музеи и что в них храниться. В результате чего создадим с помощью работников детского сада и родителей свой мини-музей.

    Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства.

    Благодаря мини-музеям у нас в детском саду расширится и обогатится развивающая среда. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А использование таких инновационных технологий, как создание на базе ДОУ мини-музеев и проектных технологий помогают педагогам в решении основных задач по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

    Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в проектной деятельности

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определённый уровень его развития. В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

    Наиболее актуальный вопрос на современном этапе – необходимость возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

    Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Исследования доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребёнка являются компоненты культуры или базовой личности ребёнка – дошкольника. Структура базовой культуры личности дошкольника – это системное социально – психологическое образование. В структуре личности ребёнка, состоящее из коммуникативного, познавательного, исторического, нравственного, ценностного и других компонентов, позволяющих личности ребёнка развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную устойчивость, эффективно самоопределяться и самостоятельно реализовываться в жизни. Основываясь на данном утверждении, можно сделать вывод, что существуют психологические предпосылки для формирования у детей представлений об истории и культуре, воспитания нравственно – патриотических чувств.

    В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Эти компоненты могут служить основой нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Ценностный компонент характеризует ценностную направленность личности. Ценности выступают, как система координат, которая необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни.

    Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая, являясь социально-нравственной категорией. Она отражает потребности, мотивы, интересы, установки, связанные с гражданско-патриотической культурой и выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению, сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого России, развитию интереса к духовному наследию, познанию истории малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству. Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания.

    В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ, обязано решать задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

    В соответствии с актуальностью решения вопросов нравственно-патриотического воспитания и основываясь на присутствие задач в реализуемой программе  в ДОУ была поставлена цель – создание оптимальных условий для развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников старшего возраста через построение педагогического процесса в ДОУ.

    Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. (Краткий философский словарь).

    В нормативно – правовую основу педагогического процесса по нравственно – патриотическому воспитанию были взяты следующие документы:

    - Закон РФ «Об образовании»;

    - Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;

    - Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»;

    - Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;

    - Национальная доктрина образования в Российской федерации.

    Для достижения цели были определены задачи:

    - создание культурно - образовательной среды в ДОУ;

    - повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;

    - объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств.

    Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

    - формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); формирование элементарных знаний о правах человека и т.д.

    - воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

    - развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

    Средства реализации поставленных задач:

    - развивающая предметно – пространственная среда;

    - развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

    - метод детских проектов.

    Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

    Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.

    Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

    Педагоги ДОУ в проектной деятельности решают следующие задачи:

    - формирование у детей способности при поддержке взрослых и самостоятельно выделять проблемы;

    - формирование понимания того, что на сложный вопрос нет простых ответов (особенно на вопросы социально-культурного характера);

    - формирование осознания необходимости исследования явления с разных сторон;

    - развитие активности и самостоятельности.

    Работа над проектом в ДОУ проходит несколько этапов:

    - постановка цели;

    - поиск формы реализации проекта;

    - разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;

    - определение направлений поисковой и практической деятельности;

    - организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

    - работа над частями проекта, коррекция;

    - коллективная реализация проекта, его демонстрация.

    Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.

     

    Категория: Методические разработки | Добавил: ar749399 (22.01.2015)
    Просмотров: 2419 | Рейтинг: 1.5/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024