Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Четверг, 16.05.2024, 10:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Методические разработки [10]
Методические рекомендации [4]
Сажина Анастасия Ивановна [10]
Друзья сайта
  • Министерство образования Саратовской области
  • СОИРО
  • Администрация Советского района Саратовской области
  • Муниципальный информационно-методический центр Советского района
  • РК профсоюзов
  • Фестиваль педагогических идей Открытый урок
  • Сеть творческих учителей
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА» С.РОЗОВОЕ

    СОВЕТСКОГО РАЙОНА
    САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    Главная » Статьи » Методические разработки

    Консультация: «НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Воспитатель Левинова Л.П.

    Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение засыпавшее дом богач и гостей пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

     Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком - то событии, явлении о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого  предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.  Однако  как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

     Наглядност ь - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно  мучиться,  но  свяжите  двадцать  таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

     Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего коррекционного процесса.

     Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод наглядного моделирования.

    Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.                                                                                                   Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

     Целью   работы является обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов.

     Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [1]

    Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

     Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

     Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

    1.  Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для наших детей характерна  быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

    2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью

    3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

     Технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения:                                                                                              •развивающий и воспитывающий характер обучения;                                               •научность содержания и методов образовательного процесса; •систематичность и последовательность;                                                         •сознательность, творческая активность и самостоятельность;                       •наглядность;                                                                                                     •доступность;                                                                                                    •рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:                                                        •Усвоение и анализ сенсорного материала;                                                                   •Перевод его на знаково-символический язык;                                                            •Работа с моделью.                                                                                                     Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

    1 Знакомство с графическим способом представления информации.

    2 Формирование навыка дешифровки модели.

    3 Формирование навыка самостоятельного моделирования.

     Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию.                                                       Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей  выступают символы разнообразного характера:

    •геометрические фигуры;                                                                                      •символические  изображения  предметов  (условные  обозначения,  силуэты,   контуры, пиктограммы);                                                                                          •силуэтные и предметные картинки;                                                                             •планы и условные обозначения, используемые в них.

     На начальных этапах моей работы  внедрения моделей или символов предполагалось подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах моей работы использовались более сложные мыслительные операции – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец.                                                                                                 В старшей и подготовительной  группе способы наглядного моделирования включают:

    •обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей, •использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;                                                       •умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.);

    •умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению;                                                                                                                   •умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.);                                                                                                •умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;                                                                                      •самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

     Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей  и  творчества в дошкольном  детстве.  Так  как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются  главными направлениями умственного развития, то  целесообразно было остановиться  на развитии воображения и формировании способности к наглядному  моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной  литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти  виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.                                                         Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач.

      Наглядное моделирование  использую:

    - в разные виды занятий (по познавательному развитию, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, конструированию, физкультуре);                                                                                                                                -  в  детском экспериментировании, труде;                                                                                 -  в экологическом образовании дошкольников;                                                                                                       -  в самостоятельной игровой деятельности.                                                            Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, я выработала основную цель – повысить уровень речевого и умственного развития детей.  Теоретические и практические наработки позволили мне выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования:

     1этап: научить детей читать мнемотаблицу.

    1.Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.

    2.Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию темы. Расшифровка символов, раскодирование информации.

    3.Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи  воспитателя.

    4.Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам     деятельности.

     2 этап: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

    1 .Сообщение темы.

    2. Рассматривание общей схемы кодирования.  Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, деревья, физкультура, здоровье и т. д.

    3. Составление модели информации о конкретной теме с опорой на общую схему.

    Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

    4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (о ком или о чём идёт речь).

     3 этап: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

    1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

    2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.

    4 этап : отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.

     С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы  и т.д. Дети могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.

    Работу с использованием карт-схем  лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.

    Организуя  работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, я предлагала задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки,  использовать анализ схем с изображением характерного признака. А затем предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.

    Ещё одним видом моей работы было использование опорного  материала, в  качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение  геометрических фигур. Например, я предлагала детям нарисовать (слепить)  то, что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур, и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы.

    В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по- своему видел конечный результат.

    Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающем процессе я  использовала  алгоритмы процессов умывания, одевания, правил безопасности при работе с ножницами, правил поведения при пожаре, на дороге и т.п. Также в своей работе с детьми использовала рассказы по модели: с помощью картинок дети  составляют план рассказа, что учит их осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые рассказы.

    Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепилась, стала более “цепкой”, их образное мышление  развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной  группы каждому ребёнку достаточно  10 – 15 минут  для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.

    Использование  данной   технологии   в моей   работе   даёт   устойчивые      результаты   обучения, воспитания  и  развития  дошкольников.

    Положительные  эффекты от занятий мнемотехникой следующие:

    - мощное развитие визуального мышления;

    - выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);

    - формирование способности к эффективному самостоятельному  обучению.

    Таким образом, с помощью  мнемотаблиц, схем – моделей   удалось  достичь  следующих результатов:

    -у детей увеличился  круг знаний об окружающем мире;

    -появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

    -появился интерес к заучиванию стихов;

    -словарный запас вышел на более высокий уровень;

    -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

    Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Таким образом,  сделала вывод, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:

    1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

    2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

    3. применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

    Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая,  ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатам и своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

    Составление рассказа об овощах

    1 Цвет.(Какого цвета овощ)

    2 Форма. (Какой он формы?)

    3 Два помидора. (Какого размера?)

    4 Два помидора. (Какого размера?)

    5 Грядка. (Где овощ вырос?)

    6  Кастрюля, рука. (Что можно приготовить)                                               

    Описательный рассказ

    «Фрукты, ягоды»

    1.Название фрукта или ягоды.

    2.Где растёт (на дереве, на кусте).

    3.Размер.

    4.Цвет.

    5.Форма.

    6.Количество плодов на стебле (черенке).

    7.Каким является на ощупь и на вкус?

    8.Способ употребления (варят,

    употребляют сырым).

    Экспериментирование

    1 Воздух.

    2 Невидимый.

    3 Не имеет формы.

    4 Без цвета.

    5 Без запаха.

    Категория: Методические разработки | Добавил: ar749399 (22.01.2015)
    Просмотров: 1935 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024