Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение засыпавшее дом богач и гостей пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком - то событии, явлении о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Однако как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядност ь - один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего коррекционного процесса.
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод наглядного моделирования.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Целью работы является обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку присваивать социокультурный опыт, представленный в виде моделей, знаков и символов.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.). [1]
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для наших детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью
3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения: •развивающий и воспитывающий характер обучения; •научность содержания и методов образовательного процесса; •систематичность и последовательность; •сознательность, творческая активность и самостоятельность; •наглядность; •доступность; •рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования: •Усвоение и анализ сенсорного материала; •Перевод его на знаково-символический язык; •Работа с моделью. Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
1 Знакомство с графическим способом представления информации.
2 Формирование навыка дешифровки модели.
3 Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера:
•геометрические фигуры; •символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); •силуэтные и предметные картинки; •планы и условные обозначения, используемые в них.
На начальных этапах моей работы внедрения моделей или символов предполагалось подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям – анализу, классификации. На последующих этапах моей работы использовались более сложные мыслительные операции – обобщению, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т.е. слово, речевой образец. В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают:
•обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей, •использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов; •умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т.д.);
•умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению; •умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.); •умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов; •самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.
Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту. Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач.
Наглядное моделирование использую:
- в разные виды занятий (по познавательному развитию, математике, обучению грамоте, изобразительной деятельности, конструированию, физкультуре); - в детском экспериментировании, труде; - в экологическом образовании дошкольников; - в самостоятельной игровой деятельности. Приступая к внедрению метода моделирования в практику своей работы, я выработала основную цель – повысить уровень речевого и умственного развития детей. Теоретические и практические наработки позволили мне выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования:
1этап: научить детей читать мнемотаблицу.
1.Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2.Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию темы. Расшифровка символов, раскодирование информации.
3.Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4.Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей по результатам деятельности.
2 этап: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1 .Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: животные, органы чувств, деревья, физкультура, здоровье и т. д.
3. Составление модели информации о конкретной теме с опорой на общую схему.
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы (о ком или о чём идёт речь).
3 этап: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
4 этап : отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы и т.д. Дети могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.
Работу с использованием карт-схем лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, я предлагала задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки, использовать анализ схем с изображением характерного признака. А затем предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.
Ещё одним видом моей работы было использование опорного материала, в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур. Например, я предлагала детям нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур, и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы.
В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по- своему видел конечный результат.
Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающем процессе я использовала алгоритмы процессов умывания, одевания, правил безопасности при работе с ножницами, правил поведения при пожаре, на дороге и т.п. Также в своей работе с детьми использовала рассказы по модели: с помощью картинок дети составляют план рассказа, что учит их осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые рассказы.
Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепилась, стала более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.
Использование данной технологии в моей работе даёт устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
- мощное развитие визуального мышления;
- выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
- формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:
-у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
-появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появился интерес к заучиванию стихов;
-словарный запас вышел на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Таким образом, сделала вывод, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. применение приёмов мнемотехники оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатам и своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
Составление рассказа об овощах
1 Цвет.(Какого цвета овощ)
2 Форма. (Какой он формы?)
3 Два помидора. (Какого размера?)
4 Два помидора. (Какого размера?)
5 Грядка. (Где овощ вырос?)
6 Кастрюля, рука. (Что можно приготовить)
Описательный рассказ
«Фрукты, ягоды»
1.Название фрукта или ягоды.
2.Где растёт (на дереве, на кусте).
3.Размер.
4.Цвет.
5.Форма.
6.Количество плодов на стебле (черенке).
7.Каким является на ощупь и на вкус?
8.Способ употребления (варят,
употребляют сырым).
Экспериментирование
1 Воздух.
2 Невидимый.
3 Не имеет формы.
4 Без цвета.
5 Без запаха.
|