«Миссия педагога XXI века»
Заведующая МБДОУ – д/с «Чайка» с.Розовое Адилова Гульфия Галлемовна
«Многое зависит от того, кто вел ребенка за руку в детский сад, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - это определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для ребенка является взрослый, в данном случае воспитатель».
А. В. Сухомлинский
ОДА ПЕДАГОГУ.
Педагог! Для кого то - слово,
Огромный мир - открытый для меня.
Призванию я посвятить готова.
И вечер, и зарю – начало дня.
Я детям в жизнь дорогу открываю,
Учу их понимать, и мир любить.
И даже пусть, пока не сознавая,
Они в гармонии с собою будут жить.
Наставником и другом детям быть,
Но разве это педагога испугает?
Идти по жизни начинаем мы учить,
Хотя начало лёгким не бывает.
Нас творчество всегда сопровождает,
Оно зовет и манит нас вперед.
А детская любовь, и каждый это знает,
Наставника к успеху приведет.
Нам педагогам не приходится скучать -
У нас всегда круговорот событий.
А на судьбу не стоит уповать,
Идём вперёд дорогою открытий!
На свете есть множество разных миссий, И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней, Той, что выбрала я!
Действительно, как много разных миссий у людей... И все достойны уважения и внимания... А в чем же заключается наша миссия, миссия воспитателя, в наше время? Время, когда дети знают ответы на вопросы, с которыми даже ты сам не знаком...
Самым главным в нашей миссии, по моему мнению, было всегда и остается — дарить любовь детям, воспитывать любовью. Как же без этого??? Посмотришь на их глазки - и сердце наполняется любовью, теплом, светом. К сожалению, в 21 веке у родителей так мало времени остаётся на своих детей (работа, деньги, интернет, соблазны жизни...) А ведь ребятам так нужно, чтобы их не просто любили, а показывали им свою любовь! Показывали каждый день! «Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью» (Ф. Э. Дзержинский)
Еще одно значение нашей миссии — быть человеком! А что это значит??? Это значит быть добрым, мудрым, справедливым, честным, надежным. Наши дети тонкие психологи и очень чувствуют наличие этих человеческих качеств... Если малыши понимают, что они в тебе есть, то они и тянутся к тебе. А разве не это одна из главных задач: быть для детей другом, надежным другом!
Ребёнок – это Алмаз, из которого можно сделать Бриллиант, сверкающий своими гранями. Миссия Воспитателя – помогать маленькому человеку стать Личностью. Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Я считаю, что Воспитатель должен:
Уметь любить детей – это основа принципа гуманизма.
Уважать ребёнка. Видеть в каждом личность.
Верить в ребёнка. Залог успеха образовательного процесса, выражает оптимистическую линию гуманизма.
Понимать ребёнка. Необходимо уметь поставить себя на его место, увидеть мир его глазами.
Бережно относиться к духовному миру и природе личности. Каждая личность имеет свой неповторимый духовный мир, свой опыт, привычки, взгляды.
Беречь и развивать у детей чувство собственного достоинства. Без этого невозможно ни воспитание, ни самовоспитание.
Стать другом ребёнка как соучастника образовательного процесса, и поддержать, помочь в любую минуту, всегда и во всём.
Не навредить здоровью, психике, стремлению к творчеству личности. Мотивировать целостное восприятие мира личности.
Задача Воспитателя – помочь детям жить в окружающем мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Воспитатель должен осознать и реализовать содержание образования в интересной для ребенка форме и применить адекватные методы. В этом смысле, «методика» Воспитателя – это всегда творческий процесс, и она эффективна в сочетании с искусством Воспитателя быть организатором, оратором, актёром и просто человеком. Это уровень искусства, где Воспитатель – мастер взаимодействия.
С точки зрения педагогики, самый проблемный и важный период в жизни человека — детство. Воспитатели — это люди, профессионально принимающие на себя ответственность за развитие другого человека.
« Ведь каждый геолог, и каждый ботаник,
И даже ученый средь множества книг,
Не мог появиться без воспитания,
И именно садик на старте у них…»
Какие черты характера должны быть присущи Воспитателю? По- моему мнению, это:
инициативность и гибкость;
созидательность и креативность;
честность, смелость и личная целостность;
уверенность и уравновешенность;
настойчивость, упорство и самостоятельность;
стремление к постоянному самосовершенствованию;
энергичность, работоспособность и ответственность.
Миссия любого Педагога, близка по своему содержанию клятве Гиппократа. «Не навреди!» - произносят врачи, приступая впервые к своим обязанностям. И если работники здравоохранения отвечают за физическое здоровье пациентов, то Миссия Воспитателя и Учителя, куда более сложная: педагоги ответственны за здоровье НРАВСТВЕННОЕ и ДУХОВНОЕ. Поэтому в повседневной деятельности, исходя из своих возможностей, мы стараемся принести максимум пользы для воспитанников.
Многие современные воспитательно-образовательные инициативы нацелены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим должно идти духовно – нравственное воспитание. Если эта грань недооценивается, то развитие ребенка заметно обедняется, а это не безобидно в дальнейшем для ребенка и общества в целом. Наша задача помочь «облагородить» детскую душу, используя в качестве прививки народную педагогику, возродить истинные ценности. Христианская нравственность впитывается вместе со сказками, играми, православными праздниками.
Сегодняшнее состояние системы дошкольного воспитания характеризуется словами «взрыв, скачок». Рынок образовательных услуг предлагает огромное количество комплексных и парциальных программ, а также предъявляет особые требования и к педагогическому сообществу.
Какой он воспитатель детского сада 21 века? В чем его предназначение?
Детей невозможно разделить на расы, национальности и вероисповедания, потому что все дети похожи по своей сути. Их внутренний мир органически не принимает взрослой чванливости, ханжества, злости и лжи. В их сердечки вход таким вещам запрещен. Пока запрещен.
В современном мире невозможно воспитать ребенка в « стерильных», унифицированных условиях. Так или иначе, он получит и отрицательный опыт, но и от нас - то зависит: будет это «тяжелой болезнью» или «иммунной прививкой». С рождения ребенок восходит от силы в силу. Параллельно этому должно происходить и духовное возрастание, должны закладываться и духовные ценности – добродетели (доброта, послушание, скромность, терпение, внимание, дружелюбие и любовь).
Общество может заботиться о качестве образования, распространяя тысячи методик и рекомендаций теоретиков, психологов, врачей, но в конечном итоге главная роль отводится тем, кто фактически участвует в педагогическом процессе и как они могут договориться.
Подражание сильнее страха, и тем ответственнее наша миссия перед детьми – самой не стать «кривым зеркалом» и не подтолкнуть их к ложным кумирам на стороне. Именно поэтому, так важно в век вседозволенности учить наших детей применять ограничения, культу роскоши противопоставить умеренность, грубости и хамству – терпение и мудрость, распущенности – скромность, агрессии и злу – силу духовную.
«И если мы, взрослые, будем жить и учить так, чтобы наша научность не портила нравственности, а нравственность - научности, то получится полный успех нашей жизни». Я считаю, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Увлеченный педагог – это творец, который получает удовольствие от своего дела и для которого высшая награда – горящие глаза его воспитанников, жаждущие продолжения.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, вполне можно нарисовать идеальный портрет современного педагога: это тот, для которого учительство и наставничество – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен.
|