- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на собственное мнение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания "психологические пощечины".
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более усешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда общаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо - "психологическая пощечина" ребенку.
"Волшебные слова"
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Это потребность удовлетворяться, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, что он просто хороший. Такие сообщения содержаться в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах:
- Как хорошо, что ты у меня есть.
- Как хорошо, что ты у нас родился.
- Я рада тебя видеть.
- Ты мне нравишься.
- Я люблю, когда ты дома.
- Мне хорошо, когда мы вместе.
А эти позитивные аффирмации помогут вам наладить комфортную атмосферу в семье:
- Мы любим друг друга.
- У нас любящая, гармоничная, веселая и здоровая семья.
- Мы превосходно общаемся между собой.
Их можно говорить вслух, про себя, петь. Сделайте красочный плакат и повесьте его на видном месте в вашей квартире.
"Организация общения с ребенком"
В общении со своими детьми:
• Радуйтесь вашему сыну, дочке.
• Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
• Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно , не перебивая.
• Установите четкие и определенные требования к ребенку.
• В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.
• Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
• Говорите четко, ясно.
• Будьте терпеливы, сначала спрашивайте "Что?", а затем "Зачем?" и "Почему?".
• Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное, поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.
• Чаще хвалите ребенка, поощряйте игры с другими детьми, заботясь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
• Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что - то делал по дому, проявляя интерес к тому, что нравится делать (коллекционировать, рисовать и т.д.).
• Не теряйте чувство юмора, играйте с ребенком в разные игры, чаще делайте что - либо сообща, всей семьей.
Чтобы установить доверительные отношения с ребенком и сохранить их:
• Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, другими словами, не дайте ему повода тревожиться, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
• Не задавайте слишком много вопросов.
• Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
• Не заставляйте ребенка делать что - нибудь, если он вертится, устал, расстроен, не требуйте слишком много - пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.
• Не критикуйте ребенка с глазу на глаз, тем более не делайте это в присутствии других людей.
• Не придумывайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
|