Консультация для родителей: «нравственное воспитание с точки зрения музыкального руководителя»
Музыкальный руководитель Артогалиева Л.А.
В данной работе представлен опыт работы по воспитанию у дошкольников нравственных чувств средствами музыки. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, Как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Замечательный человек и актер Е. Леонов говорил: “Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни. В том, что он постепенно теряет запас доброты, виноваты и детский сад, и школа, и ПТУ, и, конечно, семья, из которой ушли шутка, юмор, игра”.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Необходимо вместе с педагогами стремиться использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараться раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Вырастить патриота, достойного гражданина нашего общества является одной из важнейших задач воспитательно – образовательной работы с детьми. Особое значение эта проблема имеет для дошкольного возраста, когда у ребенка формируются все морально-нравственные стороны личности, когда он постигает нормы и правила поведения в обществе и семье.
Ребенок в дошкольном возрасте учится любить и понимать окружающий его мир, формируются отношения между членами семьи, между поколениями, знакомится с народной культурой, с фольклором, учится замечать и чувствовать красоту природы, формируются понятия: «семья», «дом», «родной город», «Родина». Очень важно, чтоб на этом этапе становления будущего гражданина педагогам и особенно родителям заложить основы нравственно –патриотических качеств ребенка на только на словах, но и быть примером для него. Больше проводить вместе времени в совместных прогулках по городу, рассказывать ребенку о любимых уголках, связанных с ними воспоминаниях.
Ребенок в основном воспринимает мир визуально, поэтому на занятиях, на праздниках в детском саду необходимо использовать видео презентации или показ слайдов для более выразительной подачи материала, чтобы вызвать душе ребенка эмоциональный отклик на красоту природы, дать возможность увидеть достопримечательности родного города или же показать мощь вооруженных сил.
Родители — активные участники праздников и развлечений: участвуют в сценках, играх, импровизированных оркестрах. Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях очень важное средство воспитания нравственно-патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.
Например: «день мамы», «Новогодний утренник», «День защитников Отечества», «Весёлая спартакиада «Стортивная семья»», «День Победы».
«День защитника Отечества» — воспитывает гордость за нашу армию и ее воинов, готовых в любую минуту встать на защиту Родины.
«День Матери», «8 Марта» — воспитывает уважение к женщине, к матери, как самому дорогому для каждого человека, знакомит с профессиями, где трудятся женщины. мальчиков воспитывает бережное отношение к девочкам, учит проявлять «мужские» качества, а девочек быть нежными, «женственными».
Развлечение»Колыбельные песни «учит проявлять заботу о членах семьи, показывает доброжелательный характер общения в семье на промере фольклора.
«Уральские посиделки» – знакомство с народным творчеством, с Уральским фольклором.
«День Победы»- формирует представление о празднике Победы, о героизме защитников, о жертвах, принесенных во имя победы, воспитывает уважение к ветеранам войны.
Суть нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
|